Художники русского Севера,
и, прежде всего, Архангельского края, – уникальная плеяда в отечественном
изобразительном искусстве. Они, помимо следования древним традициям, отличаются
какой-то особой глубиной и чуткостью к мировому наследию разных эпох,
одержимостью в служении искусству.
В ярком кругу
замечательных архангелогородцев достойное место уже сегодня, безусловно, занимает
Константин Алтунин. Призвание свое Константин почувствовал еще в детстве и
остался верен ему, выбрав нелегкий путь художника.
В его творчестве
неутомимый поиск новых художественных решений всегда органично сочетался с переосмыслением
традиций созвучных ему эпох мировой живописи. Немалое влияние на художника
оказали мастера Возрождения, а также
французские живописцы рубежа 19 – 20 веков, и, в частности, представители
«Парижской школы», среди которых, в первую очередь, следует назвать Ван Гога и
Пикассо, явившихся продолжателями Сезанна.
Некоторые работы
художника, при всей своей оригинальности, несут печать фовистических традиций,
близких Ван Гогу. Так, картину «Сенокос» (2004) отличают яркие, живые тона,
передающие какой-то сокровенный огонь, внутреннее свечение.
Поля на картине ассоциируются
с изумрудным морем, из которого как бы стремятся на берег бегущие влюбленные.
Сезанновское небо открывает вылепленное цветом пространство, в котором
соединяются все четыре стихии – родная земля, поля, превращенные в море,
воздушная мозаика бездонного неба и, как будто охваченные огнем, горящие в
солнечных лучах стога, задающие движение, главный, осевой ритм картины вдоль
«сильной» диагонали. Соединенные стихии в едином порыве поют гимн Любви, безраздельно
царящей на полотне.
Сезанновское начало
чувствуется и в работе «Ослица» (2005). Интересно цветовое и графическое
построение пространства этой картины, сопряжение земного и небесного планов.
Необычное полотно
«Купальщики» (2005) впечатляет огненными красками, до предела накаляющими
контраст стихий и дающими живое ощущение отчаянной жары и прохладного
спасительного водоема. А полотно «В Египет – III» по своему ритму, открытым и ярко
звучащим тонам явно перекликается с Матиссом.
В некоторых работах
Константина Алтунина явно проявилось кубистическое видение мира: экспрессивна,
предельно эмоциональна пластика картины «Мать и дитя» (2006), где мать и
ребенок живут и дышат как единое целое, в котором органично сосуществуют и глаз
матери, запечатленный с близкого расстояния глазами ребенка, и лицо ребенка,
увиденное глазами матери. Работа «Любительница абсента» (2006) – своеобразная
реминисценция, дань памяти Пикассо, диалог с великим мастером.
Принципиально новые
пластические решения, новую топологию пространства автор открывает нам в
картине «Модель обнаженной» (2006). Необычна она и по цвету. Художнику явно
удалось заставить звучать тонкое и непростое сочетание желтовато-зеленых и
фиолетово-лиловых тонов.
Особым лиризмом
проникнуто полотно «Ужин поэта» (2005). С одной стороны, необычная,
кубистическая пластика фигуры, сидящей за столом, фон, цветовая гамма картины
напоминают работы Пикассо «голубого периода». С другой стороны, невольно
вспоминается нежная музыка линий и форм Модильяни: плавные, овальные очертания,
вечер, стихия луны, изобразительные рифмы – чуть склоненная голова поэта, по
очертаниям немного напоминающая небесный месяц, и ореол горящей свечи,
символизирующей его душу. Этой же стилистике следуют и поющие рифмы линий обнаженного
женского тела в работах 2005 года «Даная», «У зеркала», «Сюзанна», «Купальщицы»
и др., а также более поздних: «Взгляд», «Лукреция» (2007).
Шагаловские мотивы
заметны в полотне «Масленица» (2004). Перед нами предстает завораживающий,
полусказочный мир с ярким шаром огня, похожим на жар-птицу, и радостными
человечками на снежном просторе.
Совершенно неожиданно
звучат образы выдающихся русских артистов и театральных деятелей начала 20-го
века – «Анна Павлова. 1920-е годы» (2009), «И. Ф. Стравинский. 1910-е годы» (2009),
а также известных французских актеров нашего времени. Эти полотна отличают лунные,
«неоновые» тона. Сеть тонких зигзагов, паутина выбеленных линий на цветоносном
фоне сближают эти работы с картинами замечательного художника парижской школы
Павла Челищева.
Дух полотен эпохи
Возрождения легко улавливается в картине «Музыканты» (2004). Здесь царит
гармония, а утонченные линии и нежные пастельные тона передают живое дыхание
музыки.
Вселенская мощь
созидающего, животворящего слова ощущается в картине «Пророк» (2004), вызывающей
в памяти пластику монументальных работ Микеланджело.
Особое место в творчестве
художника занимает библейско-христианский цикл. В полотнах «Бегство в Египет» (2003),
«Святое семейство» (2004) ощущается стилистическая перекличка с библейским
циклом Шагала. Эти произведения Константина Алтунина переполнены какой-то
детской непосредственностью, духовным светом, вселенской радостью, в них
ощущается праздник приближающегося Спасения человечества. Замечательна
колористическая гамма этих работ, теплая и экспрессивная, близкая фовистической
традиции. Автор чутко уловил и точно передал подлинные краски жарких, залитых
солнцем египетских скал и пустынь.
Дыхание Шагала
чувствуется и в картине «Гостеприимный Авраам», 2005. Неподдельная радость встречи
с Господом, живое присутствие благодати Духа Святого в образе резвящихся в
воздухе голубок, любовь и доброта, трогательная забота о ближнем наполняют все
пространство этого полотна.
В подобном же стиле
написаны картины «Полет младенца» (2004), «Пир в Кане» (2004), «Радостная
весть» (2005), «Один из вас предаст меня» (2004), на которой Христос изображен
смотрящим ввысь и созерцающим мир горний, а Иуда – многоголовым подобно Гидре.
Иной художественный язык,
близкий Сальвадору Дали, автор использует при создании таких полотен, как
«Предательство» (2004), «Голгофа» (2004), «Оплакивание» (2005).
В сюрреалистическом
соотношении пространственных масштабов картины «Оплакивание» момент высшей
скорби по Спасителю отражен как перекрестие дольнего и горнего, земного и
небесного планов, предопределяющее дальнейший духовный и нравственный выбор
живущего на земле человечества. Мощная, вселенского масштаба, лежащая на земле
фигура Христа, подчеркивающая горизонтальную плоскость дольнего мира, и стоящий
вертикально на заднем плане, стремящийся в небеса крест. Веки Спасителя
смежены, но ощущение торжества смерти отсутствует. Напротив, в Его лице – высшее
напряжение духовных сил и сосредоточенное ожидание Будущего Века.
Сюрреалистическая
пластика полотна «Голгофа» с предельной экспрессией передает крестные муки
Христа, Его внутренний подвиг, искупительную жертву как духовный и
пространственно-временной центр мироздания.
В картине «Встреча» (2004)
автор обращается к древнерусским традициям. Строгость и лаконизм, предельная
дисциплина цвета, усиливающие выразительность картины, сближают ее с образцами
знакового, иконографического письма северной школы. Круговая композиция, связывающая
воедино пронизанные светом тело младенца Христа и лица Девы Марии и старца
Симеона, лучше любых слов передает суть свершающегося события – Сретения Господня,
знаменуя собой связь времен, историческое единство в вечности, одним из
символов которой является круг.
Художник выражает свое
отношение и к миру низменных страстей, царству золотого тельца, в котором люди
гибнут за металл («Игроки», 2005, «Бедный Йорик», 2006, «Трапеза», 2005). Вино,
которое пьют люди-маски, – совершенно иное, чем то, что предстоит перед
Апостолами на Тайной Вечере.
За каждой работой
Константина Алтунина чувствуются напряженные духовные искания, глубина внутреннего
диалога с самим собой, обращение к мировому художественному наследию и его творческая
переработка, преданность высшим эстетическим идеалам.
Григорий Певцов,
член Союза писателей Москвы,
победитель международного фестиваля
«Литературная Вена-2008»
Лола Звонарева.
доктор исторических наук,
профессор Академии живописи
Источник: http://Григорий Певцов, член Союза писателей Москвы, победитель международного фестиваля «Литературная Вена-2008» Лола Звона |